главная
Официально
Учим и учимся
После уроков
Экскурсия по школе
Родителям
Афиша
Гостевая
Форум
Контакты
история школы
Методическая копилка
проекты учеников
наши достижения
 
 
Отдел образования
 
Брянский региональный центр информатизации
 
Радимичи
 
 
 
Яндекс.Погода
 
 

Ветер перемен

Независимая школьная газета

Редактор: Еркова Антонина
 
 
 
 
21.11.2012 г

 

8.03.2009 г

Предпраздничные школьные вести

                            Встреча друзей немецкого языка
3 марта учащиеся 7-х и 5-а классов нашей школы стали участниками общегородского праздника «Встреча друзей немецкого языка», который посвящался временам года, зимним и весенним праздникам. В празднике участвовали учащиеся школ №1, №2, №4. Коллективы всех школ выступили достойно и получили Грамоты отдела образования за активное участие в этом празднике. Атмосфера была непринужденной, веселой. Звучала только немецкая речь. В  программе праздника были песни, стихи, танцы, загадки. Красочные компьютерные презентации сделали праздник ярким, впечатляющим. Учащиеся нашей школы ответственно отнеслись к участию в празднике,  представив в своей программе стихи немецких авторов, песни, загадки. Молодцы, ребята! Я горжусь вами!
Учитель  немецкого языка А.А.Еркова.

Турнир знатоков
      3 марта в нашем  6-а классе состоялся Турнир знатоков истории средних веков под руководством учителя истории Г.М .Подзываловой. Жюри было очень компетентное: учащиеся 10 «А» Иван Офицеров и Андрей Шураев. Ребята соревновались в знаниях исторических терминов и дат. Проводился конкурс переводчиков с тарабарского языка. Капитаны команд Женя Посталовский и Рустам Мамедов показали очень хорошие знания истории средних веков. Победила команда «Археологи»,  не намного опередив  по баллам команду «Путешественники». Турнир прошел очень интересно. Мы благодарим Галину Михайловну за такой незабываемый урок.
Учащиеся 6-а класса:  А. Лукьяненков, В. Костюк, У. Чудакова.
                              

   Интеллектуальная игра
4 марта 2009 г. в МОУ СОШ №1 прошла городская интеллектуальная игра «Англо-говорящие страны». В состязании участвовали две команды – «Скауты» и «Моряки». От нашей школы за «Скаутов» выступала Валентина Кошевая (10-а), за  «Моряков» - Татьяна Фролова (10-а). Незабываемые раунды, разрыв в 1-2 балла, напряженная игра, впечатляющие знания всех участников игры. В перерывах между раундами звучали известные песни английских авторов. Среди исполнителей нельзя было не заметить выступление ученицы 11 класса Евгении Гончаровой.
Огромное спасибо всем участникам игры, ребятам из группы поддержки, организатору игры С.В. Клециной, учителю высшей категории школы №1.
Руководитель ШМО МОУ СОШ №4 Н.В.Шевцова.

 

23.02.2009 г

Подрастают в школе будущие защитники Отечества

В рамках месячника военно-патриотической работы 10 февраля в школе состоялся смотр песни и строя  «Статен, строен – уважения достоин»,  в котором приняли участие  команды  5а, 6а, 7а.  Все команды выступили достойно. Особых слов благодарности заслуживают командиры: Королева Лиза – 7а, Чудакова Ульяна – 6а, Евсютин Артур – 5а. Это - умение руководить отделением, четкая подача команд, уважительное отношение к членам своих команд.
Места распределились таким образом:1 место – 5а;  2 место –7а;  3 место - 6а.
Классные руководители выражают благодарность старшеклассникам, подготовившим команды  к смотру: Ирине  Немцевой, Марии Коваленко, Татьяне Фроловой, Валерии Мироновой, Кристине Павловой, Никите Горлачеву, Евгению Левшонкову.          Молодцы, ребята! Так держать!  

А ну-ка, парни!
21.02.2009 г

Военно-спортивная игра "Зарница" для школьников

ПОЛОЖЕНИЕ
о военно-спортивной игре «Зарница»

Цель: Патриотическое воспитание младших школьников
  Задачи: Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, воспитание сплоченности, чувства коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки, смелости, ответственности, целеустремленности.
  Развитие выносливости, сообразительности, меткости, умения действовать в коллективе.
Участники игры
  В игре принимают участие классные коллективы 2а класса (классный руководитель Кузнецова В.В.), 3а класса (классный руководитель Калинина Л.М.), 4а класс (классный руководитель Борисова Н.В.),
Время и место проведения.
  20 февраля в 11.00. – общий сбор у парадного входа в школу. Место проведения игры – район «Стрельбище» в лесу за территорией школы.
Организация игры.
  Для организации военно-спортивной игры «Зарница» создается оргкомитет в составе:

 
   
  1. Чумина Е.В. – заместитель директора по ВР
  2. Ефремов А.Г. – преподаватель-организатор ОБЖ
  3. Марочкина Марина – старшая вожатая
  4. Немцева Ирина (10а класс) – член штаба ДЮП
  5. Фролова Татьяна (10а класс) – член штаба ДЮП
  6. Коваленко Мария (10а класс) – член штаба ДЮП
  7. Миронова Валерия (10а класс) – член штаба ДЮП
  8. Юраков Павел (10а класс) - член штаба ДЮП
  9. Дубровин Кирилл (8а класс) - член штаба ДЮП
 
 

Порядок проведения игры
Классные руководители 2а, 3а и 4а классов проводят классные часы, посвященные Дню Защитника Отечества с 10.20. до 11.00. 20 февраля 2009 года. Проверяют экипировку учащихся (учащиеся должны бать тепло и, в то же время, не тяжело одеты). После этого производят построение у парадного входа в школу. В составе колонны команды движутся к месту проведения игры. Во время полного построения командиры получают маршрутные карты с заданиями и при помощи проводников (учащихся 10-11 классов) проходят к начальному этапу. В час «ХХ.ХХ» приступают  к выполнению заданий. После прохождения всех этапов команды стараются  взять штурмом снежную крепость и завладеть флагом неприятеля.
По окончании производится общее построение для подведения итогов и награждения победителей.
После этого все участники направляются в школьную столовую для приема горячей пищи (чай с блинами).
Правила игры
В игре участвуют три команды. До начала соревнований участники должны иметь знаки различий. Каждая команда движется по своему маршруту и проходит последовательно три этапа:
1. Викторина на знание боевых традиций и великих побед русского воинства
2. «Меткий стрелок» - сбить снежками указанные цели
3. Разминирование.
Только после успешного прохождение очередного этапа команда допускается к следующему этапу. Победителем игры считается команда, сумевшая захватить флаг в неприятельской крепости.
Во время игры также оценивается организованность, взаимовыручка и взаимопомощь.
Подведение итогов и награждение победителей
Команда победитель награждается дипломом и сладким призом. Команды участницы – почетными грамотами.
Финансирование игры
Для награждения закупаются грамоты и сладкий приз из средств школьного бюджета.
Чай и блины – за счет средств, выделенных на питание школьников

 
 
 
 
 
27.01.2009 г

1 марта 2009  -  таблице Менделеева 140 лет

«По – видимому,  периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает, хотя как русского меня хотели затереть, особенно немцы».              Д. И. Менделеев

В 1869 году Менделеев сделает свое главное открытие.  Тридцатипятилетний ученый уже широко известен в научных кругах. Им уже написан знаменитый учебник «Органическая химия». Он профессор Петербургского университета, занимает с семьей профессорскую квартиру.                   

Дмитрий Иванович любил на досуге раскладывать пасьянсы. Вот и для решения своей научной задачи он использовал картонные карточки, написав на каждой название элемента, его атомный вес, формулы соединения и основные свойства. Порядок систематизации был ясен - элементы сопоставлялись по величине атомного веса.
Не все зарубежные химики сразу оценили значение открытия Менделеева.
Особенно критически отнеслись к открытию данного закона немецкие химики. Но с каждым годом Периодический закон завоевывал все большее число сторонников, а его открыватель все большее признание. Открытие Периодического закона ускорило развитие химии и открытие новых химических элементов.
Скончался Д.И. Менделеев 20 января 1907 года. После смерти ученого его имя было присвоено Русскому химическому обществу, и ежегодно 27 января, в день рождения ученого, в Петербурге происходит торжественное заседание, на котором представляют авторов лучших работ по химии и награждают их медалью имени Д.И. Менделеева. Эта награда считается одной из самых престижных в мировой химии.

                    Мнения некоторых учащихся 9-а о значении таблицы Менделеева
В. Хрычева:  «С помощью таблицы  любой сможет узнать заряд атома».
И. Ломовцева:  «Не только химия, но и многие науки  пользуются ею».
А. Морозова: «В повседневной жизни знание химических элементов также  необходимо».

30.12.2008 г

Поздравляем с наступающим Новым годом и Рождеством!

 До Петровской эпохи русские люди отмечали Новый год 1 сентября.
После приказа Петра 1 «О праздновании Нового года» по европейскому образу праздновать приход Нового года повелевалось в ночь с 31 декабря  на 1 января
Новый год отмечают 1 января многие народы мира, люди разных верований, обычаев.
Традиция встречи Нового года восходит к древним римлянам.
С этим праздником люди связывали самые большие надежды и мечты, подводились итоги прошедшему году и проводились заклинания на все двенадцать месяцев предстоящего года. И когда мы желаем друг другу: «С Новым годом, с новым счастьем!», то, сами того не подозревая, «колдуем», вселяя добрыми пожеланиями новую надежду, мечты, ожидания. Этим как бы давая установку на счастье, здоровье, благополучие.                                       
О ритуалах празднования Нового года.
Считалось, что без елки нет в доме праздника. Почему именно елка?
Наши далекие предки считали, что в вечнозеленых ветвях ели зимуют добрые духи. Люди несли им подношения, украшали пушистые ветви подарками. Отсюда и пошел обычай украшать душистую ель.
Добрый лесной дедушка  и его спутница появились вместе с елкой. Они легко и быстро вписались в новогодний ритуал, а зваться стали Дедом Морозом и Снегурочкой.
Обильный праздничный стол, по древнему поверью, как бы обеспечивал благополучие на весь предстоящий год и считался залогом богатства семьи. У русских, украинцев, белорусов, молдаван ритуальным новогодним блюдом была сладкая каша-кутья, блины. Кашу варили  из цельных зерен нескольких видов злаков.
На Руси выпекали на Новый год из теста домашних животных: коней, коров, быков. А когда в дом приходили колядовать, гостей одаривали этими фигурками, орехами, разными сладостями.
Обычно перед Новым годом отдавали все долги, прощали все обиды, те, кто был в ссоре, мирились. 
Карнавальные маски под Новый год в России появились в начале 17 века, когда был устроен пышный маскарад по случаю заключения мира со шведами.
Новый год – это прежде всего встреча с семьей, родственниками, близкими, друзьями.

                                        Предновогодние вести из классов
20 декабря наш класс побывал в планетарии г. Брянска. Вместе с гномом – астрономом и его друзьями мы отправились в космическое путешествие, во время которого посетили планеты солнечной системы, узнали много нового интересного. Особенно нас удивила  карта звездного неба и рассказ экскурсовода о созвездиях. Очень было интересно и в музее космонавтики. Незабываемые впечатления получили мы во время  этой экскурсии, за что благодарим своих родителей и нашу учительницу Борисову Наталью Вячеславовну.
Алеша Макс и другие учащиеся 4 класса.                                      

      С Рождеством, с Рождеством!
                         Пусть благодать придет в ваш дом!
                                       
                                       Рождество Христово   –   это великий христианский праздник                                                                                   
в честь рождения Христа в  Вифлееме. 
В   этот   день    не  работали,   ходили  в  церковь,   обильно 
накрывали   стол. В   Рождество  принято  печь разные    сладкие
пряники   в  форме    барашков,   птиц,    звездочек,   ангелов    и       
колокольчиков и  угощать  ими   всех.       Этот праздник считался
праздником милосердия:   каждый    старался  проявить   радушие,                        
щедро   угощая и одаривая соседей,    незнакомцев,    странников, бедняков.
Символом Рождества Христова на Руси всегда считалась пятиконечная звезда, вот почему ее устанавливают на верхушку ели.
Канун праздника Рождества Христова называется Рождественским сочельником. В сочельник помогали в чем-то немощным, старым, посещали больных, стремились сотворить какое-то доброе дело. Так, например, государь Алексей Михайлович поутру в сочельник обходил тюрьмы, подавая милостыню заключенным, а также нищим, которые встречались на его пути.      
Ссориться и наносить обиды в этот день – очень плохая примета. В сочельник принято печь постные блины и пироги, медовые оладьи, а также гадать (так же, как и в день Рождества).
       Святки отмечают в течение двух недель между двумя христианскими праздниками – Рождеством и Богоявлением, с 7 января по 19 января. Святки – святые дни, зимние праздники. В это время чествовали Коляду. Гуляния  сопровождались веселыми играми, ряжением, пением колядок, гаданиями. Молодежь и детвора обходили дома, исполняя святочные песни и  получая за это разные гостинцы.

С Новым 2009 годом, дорогие работники школы, учащиеся и родители!

Уходящий 2008 год для коллектива школы №4 стал годом побед и удач.
В рамках национального проекта «Образование» школа №4 оказалась среди школ-победителей конкурса 2008 городских общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы на получение премии губернатора.
Три учителя нашей школы так же являются победителями конкурсов данного проекта:
Ефремов Александр Григорьевич, учитель информатики, - победитель конкурса 2008 на президентскую премию;
Подзывалова Галина Михайловна, учитель общественных наук, - победитель конкурса 2008  на губернаторскую премию;

 

     Кухтина Татьяна Александровна, учитель информатики, - победитель творческого конкурса 2008 среди молодых учителей области, которые активно используют в своей педагогической практике инновационные технологии. Конкурс учрежден и организован НП «Социальное партнерство развития Брянской области»  под руководством сенатора  Э. Н. Василишина  Учащиеся нашей школы показали хорошие знания   на городских предметных олимпиадах, которые проходили в ноябре - декабре уходящего года. По количеству призовых мест школа №4  – на 2-ом месте среди школ города.
Ученица 7 «А» класса Щипалкина Софья стала призером Всесоюзной олимпиады по математике.
Наши спортсмены неоднократно являлись призерами городских спортивных мероприятий.
В преддверии Нового года ученицы 11 «А» класса Евгения Гончарова и Майя Зимина были среди участников – победителей конкурса - фестиваля «Кремлевские звездочки» в г. Москве и заняли 3 место в России.
Можно много и долго  рассказывать о добрых делах наших любознательных, творческих, неспокойных школьников, которые всегда могут надеяться на  внимание и поддержку учителей
От всей души поздравляю педагогический коллектив, работников школы, учащихся, родителей с  наступающим 2009 годом и с Рождеством! Особенно хотелось бы поздравить семьи Карцева А.В. и Карцева П.В., которые уделяют большое внимание школе и ее проблемам. Огромное Вам спасибо и низкий поклон от всего коллектива школы №4. Желаю здоровья, благополучия, творческих успехов, мира и добра!

 Заслуженный учитель РФ
Директор школы №4        
Медведева В. Е.

12.12.2008 г

12 декабря – День Конституции РФ

Что знают учащиеся нашей школы о Конституции?
Учитель обществознания Г.М. Подзывалова попросила учащихся 6 класса нашей школы ответить на следующие вопросы:

        1.Что такое Конституция?
       2. Как вы считаете, для чего нужна Конституция?
Вика Костюк: «Это основной закон государства. Для того чтобы в стране соблюдался порядок»
Наташа Абрамова: «Это книга, где записаны права и обязанности человека. Чтобы знать правила и соблюдать их».
Настя Новикова: «Закон для людей. Чтобы соблюдать его»
Ульяна Чудакова: «Сборник правил и законов. Для порядка в стране»
Настя Лукьяненкова: «Основной закон государства. Для соблюдения в стране правил, законов и порядка»
Паша Петраков: « Книга законов и правил. Чтобы их знали и выполняли»
Независимая школьная газета МОУ СОШ  № 4  г. Сельцо         24 ноября  2008 года,  № 7
Я – гражданин
Гражданином может называть себя любой человек,   живущий в той или иной стране. А вот настоящим, истинным  гражданином можно назвать только такого человека, мысли и поступки которого направлены на благо Отчества, на благо своего народа. Надо каждому из нас стремиться к тому, чтобы стать истинным гражданином своей страны.
 Из сочинений учащихся 5-го класса:

        Максим Садовый:
«Однажды я пошел в магазин за молоком. На дороге недалеко от дороги я увидел дядю, который лежал  и стонал. Я подошел к нему поближе. Это был пожилой мужчина. Он держался рукой за грудь. По мобильному телефону я вызвал скорую помощь, которая его повезла в больницу. Я был доволен тем, что оказал помощь человеку».
Артур Евсютин:
«Однажды я с родителями ехал в автобусе. На одной остановке вошла пожилая женщина. Все места были заняты. Мне стало неудобно сидеть, когда бабушка стоит. И я уступил ей место. Еще у меня есть старая прабабушка. Она живет одна, и ей трудно ходить в магазин за продуктами. Поэтому я иногда хожу ей за хлебом.
  Когда я вырасту, обещаю совершить много хороших поступков, чтобы мои родители гордились мной».
Настя Ковалева:
    «Однажды мы с подругой пришли на вокзал
и увидели, как три мальчика рисовали на стульях разными фломастерами. Мы подошли и сделали им замечание, но они нас не слушали. Стали нас обзывать, прогонять, но мы не уходили. Им надоело нас выслушивать, и они вышли из вокзала. Я горжусь нашим поступком».
Алеша Додон:
   «Каждый гражданин обязан следить за чистотой нашей природы. Недавно я участвовал в уборке территории вокруг нашей школы. Мы с классом убирали опавшие листья, мусор, граблями подскребали высохшую траву и все это складывали в мешки для мусора. Ребята из других классов тоже убирают свои участки школьного двора. Теперь вокруг нашей школы чисто и красиво! Я рад, что в этом есть доля моего труда».

Катя Теплостанская:
«Мои гражданские поступки следующие. Я уступаю место в общественном транспорте пожилым бабушкам и дедушкам. При встрече со старшими говорю: « Здравствуйте». Не грублю никому. Я считаю,что люди обязательно должны быть дружными и вежливыми».

Женя Губин:
« У кошки моего друга появились маленькие котята.  Мама ему сказала, что бы он их отнес куда - нибудь. Я об этом узнал и решил взять себе одного, чтобы его спасти. Я быстро побежал домой, чтобы спросить разрешения у родителей. Мама разрешила. Я принес домой рыжего котенка. Он был такой маленький и беззащитный. И я подумал об остальных котятах, которые остались без матери. Когда мы с другом пришли на то место, где он их оставил, котят уже не было. Я подумал, что может быть котят тоже кто- то забрал домой».
Аня Брылева:
«Летом мы с мамой  были  на Десне. Мама отдыхала  на берегу, а я плавала. Вдруг я увидела, что одну девочку засосало в водоворот. Она кричала и звала на помощь. Я сначала испугалась, потом решила ей помочью Я мигом подплыла к ней и успела вытащить ее на сушу. Потом к нам подбежали моя мама и ее родители. Нам помогли встать и меня все хвалили. Своим поступком горжусь, ведь я спасла жизнь человеку».

Катя Ерохина:
«Однажды по дороге домой я увидела голубя, который не умел летать. Я принесла его домой. Покормила. Так он у меня прожил три дня.  А когда я увидела, что он начал махать крылышками, выпустила его»

 
27.11.2008 г
С 17 по 30 ноября  в нашей школе проходит профилактический декадник, цель которого способствовать формированию стойкого положительного отношения к здоровому образу жизни, определению жизненных ценностей и приоритетов.

         
Потерял деньги – жалко, потерял время – досадно, потерял здоровье – безнадежно.  (Народная мудрость)

Реалии нашего времени: в России наркомания за последние три года выросла в 5,5 раза. 13% - дети, 60% - подростки. Средняя продолжительность жизни наркомана 10 лет.
Курение, пьянство – уродливые привычки. Они разрушают важнейшие системы человеческого организма. Каждая сигарета сокращает жизнь на 5-6 минут. Больше всего алкоголя поглощает ткань головного мозга. Риск травматизма связан с воздействием алкоголя на мозг.
   

 

   Жизнь – это…
( Из мудрых мыслей)
       «Для меня жить – значит работать».  (И.К. Айвазовский)
      «Жизнь – это дар, жизнь – это счастье, каждая минута которого могла бы быть веком счастья».  (Ф.М. Достоевский)
     « Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом.  Делайте добро!». (А.П. Чехов)
«Жизнь не страдание и не наслаждение, а дело, которое мы обязаны делать  и
честно довести до конца».  (Токвиль)

                       ( Из размышлений старшеклассников нашей школы):
«Это огромное счастье – жить, видеть мир, чувствовать его. Думаю, что это время, отмеренное каждому  человеку по-своему, надо прожить ярко, оставив за собой добрый след». (К. Матюшина, 11а)
«Я считаю, что жизнь – это необыкновенный подарок природы человеку. И эту единственную жизнь человек должен прожить так, чтобы потом не сожалеть об этом».
(М. Коваленко, 10а)
«По моему мнению, жизнь – это самый большой подарок природы. Она дается человеку только один раз, поэтому прожить ее надо с пользой для себя и окружающих».
(Д.Стриженок, 11а)
«Каждый человек имеет право на выбор.  Но такая ли плохая штука жизнь, чтобы предпочесть ей смерть!   Выбирай ЗОЖ»!  (Совет старшеклассников)

Услышьте наше многоголосье!
                
                   5а – за активные занятия спортом!
Советуем каждому, кто на распутье, кто не знает, как взять себя в руки, приобщайтесь к физкультуре и спорту! Это дисциплинирует, вселяет веру в свои силы. Бросайте вредные привычки и сразу почувствуете себя другим человеком!
6а – за активный отдых!
Многие учащиеся нашего класса посещают после учебных занятий различные кружки и секции (баскетбол, плавание, дзюдо, музыкальную школу). Посещайте кружки и секции, ходите в походы, познавайте мир!                   
                   7а  - за здоровое поколение века!
Не верь, что наркотик тебя делает взрослым! Неправда, что наркоманом может стать только «Слабак»!  Отказываясь принять наркотик, ты спасаешь свою жизнь и жизнь будущего поколения!
7б – против наркотиков!
Наркоманы – жалкие люди, так как они зависимы. А значит, не свободны.  Плохо, когда тобой управляют и толкают в бездну!
                                                             8а – за здоровый образ жизни!
Занимайся спортом! Делай зарядку утром! Ходи в спортивные секции! Сделай себя здоровым  продли свою жизнь!
8б – за здоровый образ жизни!
Хорошо жить – это не пить, не курить, не принимать наркотики, наслаждаться экзотикой.
9а – против вредных привычек!
Привлекательная информация о вредных привычках – фальшивая приманка, особенно для человека молодого и доверчивого. И за «бесплатную» приманку он расплачивается свободой, здоровьем, семьей, в конечном итоге жизнью.
10а – за жизнь без наркотиков!
Нельзя избавиться от наркомании, просто попросив у нее прощения, как у родителей за плохой поступок. Наркомания не прощает ничего, никому и никогда! Каждый наркоман в этом уже убедился. Шаг в пропасть,,. Опасно это или нет? Сначала ты летишь, потом разбиваешься. Первая проба наркотиков – начало такого полета. Наш выбор – жизнь без наркотиков!
10б – в будущее без вредных привычек!
Мы - будущие мамы и папы. Здоровье наших детей -  в наших руках.  Нет вредным привычкам! Мы – за здоровый образ жизни!
11а – за активные занятия спотом!
Практически все учащиеся нашего класса занимаются различными видами спорта: волейбол, баскетбол, плавание, футбол, восточные танцы, самбо,  Break dance.              
Присоединяйтесь к нам!

                          Учителя – за крепкое здоровье подрастающего поколения!

Дорогие ребята!
Спорт, учеба, увлеченья, труд
В нашей школе всех вас ждут.
 Проявляйте силу воли
 Вас минует тогда горе!

04.11.2008 г

4 ноября - День народного единства

В преддверии  праздника 4 ноября на уроке обществознания шестиклассники отвечали на вопрос учителя  Г.М. Подзываловой:
«Как вы думаете, почему в нашей стране введен День народного единства»?

Настя Новикова:
     «В октябре 1612 года участники 2-го народного ополчения во главе с Д. Пожарским и К. Мининым освободили  Москву от поляков. Если бы мы не вступили в бой, поляки захватили бы всю страну. Праздник нам нужен, чтобы мы помнили об этом героическом событии».
С ней согласны Женя Посталовский, Таня Выхорь, Дима Алексеенко.
Костюк Вика:
«Этот праздник очень нужен. Люди всей нашей страны должны объединяться для того, чтобы гордиться историей своей страны. И я думаю, что то объединение, которое было в 1612 году, должны почувствовать и мы».
Женя Шатунов:
«Я думаю, что этот праздник нужен для объединения народа, чтобы хоть на один денек народ был един, чтобы люди были добрыми друг к другу».
Уля Чудакова:
«Он нужен, чтобы люди объединялись и боролись все вместе с проблемами».
Настя Лукьяненкова:
«Этот праздник нужен для поддержки друг друга. Его установил, я думаю, для того, чтобы было единство в стране. Ведь Москву освободили только из-за поддержки друг друга».
Подобные ответы Леши Васюкова и у Паши Петракова.
Ковалев Паша:
«Праздник введен, чтобы люди праздновали, радовались, дарили подарки».
Сережа Иванов и Саша Моисеев:
«Праздник нужен, чтобы народ объединялся и, чтобы не было войн».

04.10.2008 г

Рабочие будни  наших учителей

Девятиклассницы  Васина А., Ломовцева И., Хрычева В., Золочевская Л., Морозова Н.
дарят слова благодарности учителям, работающим в их классе:

    

            Хотим сказать спасибо Вам большое!
               Учителем не каждый может быть.
               Учитель – это сердце золотое,
               Ведь Вы не устаете нас любить.
               Советом помогаете порой
               И дарите нам доброе участье…
               И мы всегда к вам тянемся душой
              И искренне желаем только счастья!
               Добра на много лет вперед!

Интервью с учителями
04.10.2008 г

4 вопроса были заданы  школьными корреспондентами:

  1. Почему Вы выбрали профессию учителя?
  2. Были ли моменты, когда Вы жалели об этом?
  3. Что Вы считаете самым трудным в Вашей работе?
  4. Хотели бы Вы, что бы Ваши дети или внуки работа    учителем в школе?

Сенина Т.Г.:
-  «Очень любила и люблю детей».
- «Бывали моменты разочарования».
- «Трудно, когда нет помощи со стороны родителей, когда нет взаимопонимания между взрослыми и детьми».
- «Моя младшая дочь выбрала  профессию учителя, окончила БГУ факультет иностранных языков и преподает английский язык в школе № 5».

  Золочевская О.Ю.:
-   «Работая с молодежью, вечно остаешься молодым»!
 -  «Нет, но разочарования в людях было. Считаю, что общение с разными людьми закаляет характер».
- «Воспитание в детях хороших человеческих качеств».
- «Я уважаю мнение своих детей, приму их любое разумное решение и помогу в этом».


    Кухтина Т. А.:
-  «Так получилось, но я об этом не жалею».
- «Не было таких моментов».
- «Завоевать доверие учащихся, стать их  другом-учителем».
- «Хотелось бы, но не думаю, что они этого захотят. Учитель – это призвание»!


Подзывалова Г.М.: 
-  «Мечтала о ней с детства. Играла в «школу» с детьми».
- «В общем-то, нет». 
- «Трудно работать с теми учениками, которые не хотят получать знания».
- «Была  бы рада».

Борисова Н.В.:
- «В профессию учителя влюбила меня моя первая учительница».
- «Никогда не пожалела о выбранном пути». 
- «Очень трудно прощаться с учениками, когда уходят в 5 класс».
- «Отговаривать бы не стала».


Петракова Н В.:
- Я реализовала мечту моей бабушки. Ей это сделать помешала война.
- Нет.
- Бывает трудно работать с отдельными родителями.

- Очень хочу видеть среди будущих учителей своих учеников
04.10.2008 г

«Если бы я был директором»
(Из домашних сочинений пятиклассников  по граждановедению)

Маликова Ульяна:
«Сегодня я пришла в школу раньше. Школа еще совсем пустая. Я подошла к окну и подумала о том, чтобы я хотела, если бы я была директором.
Я бы хотела, чтобы:
- в школе была хорошая дисциплина и успеваемость;
- классы были светлыми и уютными;
- разбиты были клумбы вокруг школы ит.д.»
Мельников Павел:
«Если бы я был директором школы, я хотел бы создать дружный коллектив учителей. В актовом зале поставил бы новые стулья. Нашел бы спонсоров, нанял бы строителей, чтобы они сделали еще  один спортзал, на школьном дворе поставили бы новые баскетбольные щиты и заменили бы старые окна Евро».
 Теплостанская
«Работа директора очень сложная и требует много внимания и терпения. Для учащихся моей школы сделала бы два выходных дня, что бы они могли отдохнуть от учебы. На большой перемене организовала бы музыкальную паузу для старшеклассников, а для  учащихся младших классов – физкультминутки».
Левкина Елизавета:
«Я была бы строгим директором. В своей школе я бы оставила тех детей, которые хотят учиться, организовала бы комнаты отдыха, ведь нужно отдохнуть после учебы. Но быть директором – это нелегкий труд».

04.10.2008 г

Что ты думаешь о профессии учителя? Хотел бы ты им стать?
На уроке самоопределения  девятиклассникам было предложено ответить на эти вопросы.

Вот что думают об этом некоторые из них:
Васина А.:
«Профессия учителя требует терпения и любви к детям. Да, я очень люблю детей»!
Парфенов П.:
« Думаю, учитель- профессия для терпеливых людей. Не хотел бы».
Гудков А.:
Профессия учителя необходима и всегда нужна. Нет».
Павлова К.: « Сложная профессия. Меня к ней не тянет».
Абрамова М.: «Профессия очень интересная и ответственная. Не хотела бы работать учителем».
Золочевская Е.: «Прекрасная профессия! Не имею такого терпения, какое имеют эти люди».
Хрычева В.: «Одна из самых сложных и самых нужных профессий. Нет. Это сложно для меня.

Ломовцева И.: «Работа учителя - это призвание. Мне интересна другая профессия
Никто не забыт, ничто не забыто
18.09.2008 г
65-летию освобождения Брянщины  посвящается
Эту встречу не забыть.

Война-разлучница.  Война-страдалица.  Война-смерть.  Об этом знает сегодня каждый школьник. Ежегодно в преддверии 17 сентября -Дня освобождения Брянщины и 9 мая – Дня Победы над фашистской Германией снова наплывают воспоминания, читаются и  перечитываются книги, стихи о подвигах русских солдат, смотрятся фильмы о войне, чтобы снова и снова напомнить каждому из нас, что патриотизм  у каждого русского человека в крови.
    16 сентября в школе №4 состоялся для учащихся 5-А, 8-Б, 9-А классный час «Поклонимся Великим тем годам», посвященный 65-летию освобождения Брянщины от фашистских захватчиков.       Эти годы, опаленные войной, с болью в сердце, но с гордостью  за своих соотечественников вспоминали  ветеран Великой Отечественной войны Маградзе Виктор Григорьевич и труженица  тыла Орешкина Вера Прохоровна.
Силами 9-А и  5-А классов был подготовлен праздничный концерт, на котором прославлялись мужество и героизм наших солдат.
Красочная презентация с хроникой о начале войны, о доле женщин и детей в годы Великой Отечественной войны сопровождала слова ведущей  Золочевской О.Ю. 
Минутой молчания почтили память всех погибших и умерших участников войны.
«Патриотические чувства, чувство любви к своей Родине должны быть естественными, а не показными»,- сказал ветеран Великой Отечественной  Маградзе  Виктор Григорьевич. «Любите свое Отечество! Любите свою страну! Гордитесь своими предками, и тогда каждого из вас можно будет назвать истинным сыном Земли Русской»,- с таким напутствием к школьникам обратился Виктор Григорьевич.
О тяжелой женской и детской доле в военные годы рассказала учительница- пенсионерка, труженица тыла Орешкина Вера Прохоровна

Активными участниками встречи были Сорокин Николай, Рыжиков Кирилл, Фокин Виталий, Абрамова Марина, Павлова Кристина,  Ломовцева Ирина,  Хрычева Виктория, Золочевская Елизавета, Евсютин Артур, Кольцов Дмитрий, Левкина Елизавета, Маликова Ульяна, Родина Дарья,  Горбатенко Марина,  Амплеева Анна.
В организации и проведении этой встречи приняли участие классные руководители
5-А  Золочевская О.Ю., 9-А  Чернякова В.В., 8-Б Шевцова Н.В.

 

Впечатлениями о встрече делятся учащиеся:

«Классный час был таким трогательным. Я не хочу испытать ужасов войны, так как мне страшно от рассказов о ней».
Горбатенко Марина, 5-А
«Ветеранам нужно наше внимание, поэтому после классного часа мы пошли вручить букеты цветов домой к тем ветеранам, которые не смогли придти к нам на встречу».
Левкина Еллизавета, 5-А
«Ветераны очень радостно нас встречали, когда мы к ним приходили с поздравлениями,  а один дедушка даже заплакал».
Евсютин Артур, 5-А.

Митинг у памятника неизвестному солдату 17 сентября 2008 г.

Ежегодно 17 сентября  жители нашего города приходят к памятнику Неизвестному солдату, чтобы возложить цветы, гирлянды у его подножия, почтить память всех участников Великой Отечественной войны, послушать рассказы, воспоминания ветеранов войны, поблагодарить их,  вручить цветы.
      Как юные патриоты, учащиеся нашей школы, принимают активное участие в  подготовке и проведении праздника. Они постоянно заботятся о чистоте и порядке у памятника. Во время митинга самые достойные из них несут Вахту Памяти:


Королева Елизавета, Вихорь Татьяна,
Костюк Виктория,  Мамедов Рустам,
Сиротина Юлия,  Шипалкина Софья.

 

Старшеклассники нашей школы-знаменосцы.

5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды.

Юные друзья природы

Общество стоит перед проблемой экологического воспитания и образования, поскольку лишь человечество пытается нарушить законы природы. Сейчас можно без преувеличения сказать, что большинство людей на планете совершенно лишены экологических знаний и навыков.

Брянская область - один из наиболее неблагополучных в этом отношении регионов. Страдают природа и люди, растет процент заболеваемости и смертности, падает рождаемость, ухудшаются другие жизненно важные показатели.

И таких свидетельств сотни и тысячи. В Сельцо не настолько уж дымят заводские трубы, не так уж много автомобилей, как, например, в Брянске или Москве, и можно даже сказать, что проблема стоит не так остро. Но к сожалению, сами жители не слишком бережно относятся к родной земле. Каждый из нас встречал большие и маленькие свалки мусора. Стоит только войти в лес, как начинаешь натыкаться то на банки или бутылки, то на целые целлофановые пакеты с разбросанным содержимым, оставшимся после горе-туристов . Это как раз и говорит об отсутствии экологического воспитания.

Чтобы как-то исправить существующее положение дел, а главное, привлечь к этой проблеме молодежь, в Сельцо, в школе № 4 существует экологический кружок. Его целью и задачей является расширение кругозора учащихся и развитие их вообра­жения в познании окружающего мира.

Практика показала, что дети с удовольствием работают с соответствующей литературой, находят интересные материалы, а также принимают непосредственное участие во всевозможных акциях, направленных на познание и защиту природы родного края.

За период существования кружком проделана огромная работа. Причем, она не прекращается даже во время каникул. И подтверждение тому - письменные отчеты, рисунки, фотографии и, конечно, добрые дела, говорящие сами за себя. Ребята постоянно учатся, посещая областной экологический центр. При­нимают участие в областных конкурсах научно-исследовательских работ. Лучший экологический проект учащегося Павла Селякина был отослан в областной центр.

Для изучения природы края проводились экскурсии, изучение Красной книги Брянской области, акции "Первоцвет", Ель" и другие.

Ребята также выступали с беседами перед большой аудитории и. Была проведена городская выставка рисунков на экологичес­кую тему "Природа - глазами детей", в которой I место заняла Д. Прошина (школа № 2), два вторых - поделили Е. Чернявская и В. Сальникова (школа № 3). Работы этих ребят будут участвовать в экологическом вернисаже в Брянске. Это мероприятие заплани­ровано на сентябрь текущего года. А летом планируем провести сбор лекарственных трав. И конечно, юные экологи Сельцо принимают самое непосредственное участие в акции по защите лесных массивов. Сегодня они отправляются в наше лесничество и будут заниматься прополкой саженцев елей и сосен. У ребят большие планы и на будущий год. Это изучение влияния климати­ческих условий и деятельности человека на некоторые виды редких растений и многое другое.

Но как и у любой организации у нас есть и проблемы. Из-за отсутствия денег мы не можем отразить свою работу в плакатах или красиво оформленных альбомах, что в изобилии видели на областных мероприятиях. Я не говорю уже о чудесных видео­фильмах, у нас нет средств даже на приобретение качественной фотопленки и фотоаппарата, чтобы как можно чаще показывать горожанам плачевное состояние нашей экологии.

Вот лишь несколько выдер­жек из брянских газет:

"... на 1 кв. км по области в среднем ежегодно выпадает более 4 тонн сульфатной серы и азотистых соединений".

"... Массовая гибель рыбы произошла в Почепском районе на реках Коста и Судость . Оказывается, местный спиртзавод сбро­сил из хранилища барду".

"... Долгое время скрывали, что в результате чернобыльской катастрофы Брянщину накрыло радиоактивное облако".

"... По данным Всемирной организации здравоохранения средний уровень заболевания раком щитовидной железы у детей - один случай на миллион. В Новозыбкове же этот показатель в 1999 году составил 600 человек на миллион".

"... В настоящее время в области скопилось 11453 тонн отходов, десятая часть из них - токсична ."

Пользуясь случаем, я обращаюсь, к директорам школ с просьбой по мере возможности помочь нашему кружку. Тем самым вы внесете свою лепту в дело экологического воспитания школьников.

В. Агафонова, руководитель кружка "Юный эколог"

Летний отдых в «НОВОКЕМПЕ» .

С 11 по 28 августа в Новокемпе проходила четвертая Международная компьютерная смена. 120 детей из чернобыльских регионов России, Беларуси и Украины приехали на эту смену.

Новокемп – детский лагерь отдыха. Он расположен в Суражском районе, в экологически чистом месте. Лагерь окружен лесом. Недалеко протекает река Ипуть. Зайдя в Новокемп, чувствуешь, что попал в красочный мир сказки. Каждый домик раскрашен по-особому. На домиках изображены самые разные картины: коты, подводный мир, дискотека, театр, восток и даже ледниковый период! В Новокемпе все не так, как в обычных лагерях. Здесь не отряды, а семейки, здесь к воспитателям и вожатым обращаются на «ты». Даже белое здание с красным крестом здесь носит сладкое название «Мёд – пункт».

Днем дети посещали кружки по интересам: Web -дизайн, компьютерная графика, азы компьютерной грамотности, журналистика, хореография, модельный, лепка из соленого теста, бисероплетение, оч.умелые ручки, моделирование шариков и рисунок на стекле, волейбол, футбол, баскетбол – каждый нашел себе занятие по душе.

За смену новокемповцы много узнали в области компьютерных технологий. Они научились создавать сайты в блокноте и в программе Dream Waver . Научились работать в программе Corel Draw 12 – создавать векторное изображение. Отдыхающие, посещавшие компьютерные азы, познакомились с компьютером, с его частями, освоили простейшие программы: Paint и Word . Каждый, кто посещал компьютерные кружки, в конце смены создал итоговую работу.

Посредине смены прошли трехдневные семинары по Web -дизайну, компьютерной графике и журналистике. Их проводили специально приглашенные эксперты.

Параллельно с обучающей программой была организована и развлекательная. Ежедневно проходили конкурсы, концерты, игры, дискотеки. Скучать было некогда!

На бизнес - игре новокемповцы зарабатывали деньги, а позже открывали свое предприятие или же просто тратили их. Всем запомнился день индейца, на котором лагерь выглядел как огромное племя. Раскрашенные и одетые в соответствующие наряды, мы изображали индейцев. Каждая семейка построила вигвам и прошла «Тропу мужества», с конкурсами, загадками и испытаниями. День индейца завершился общеплеменным костром.

Особого внимания заслуживает Новый год, который прошел в стране Новокемп 17 августа. Все вожатые, воспитатели и кружководы были одеты в костюмы сказочных героев. На Новогодней дискотеке семейки дружно спасли деда Мороза, нарядили елочку и обменялись подарками. Это была дискотека-карнавал, ведь каждая семейка нарядилась в свои костюмы: пираты, ромашки, чертики, кошечки, мышки и египтяне.

За время смены прошли концерт вожатых, игра «Кугельбан», отчетный концерт по хореографии, соревнования по футболу между сборной Новокемпа и сборной Суража, «Вечер теней», соревнования по волейболу между воспитателями и отдыхающими, международное шоу и многие другие мероприятия. Поистине незабываемым стало катание на байдарках по реке Ипуть.

В Новокемпе сформировался Вокально-инструментальный ансамбль «Красные гвоздики». Его основатели и участники – преподаватели компьютерных кружков.

По вечерам в каждой семейке проходила «Свеча». Это общесемейное собрание, на котором каждый делится своими впечатлениями о прошедшем дне. Ребята и девчонки внимательно слушают друг друга. Во время мероприятия новокемповцы сидят в кругу на специальных ковриках. В центре круга горит настоящая свеча. Свет потушен и лишь пламя свечи освещает лица присутствующих. «Свеча» заканчивается совместным задуванием свечи. При этом все загадывают желания.

Насыщенная обучающая программа, интересные мероприятия не дали отдыхающим скучать. Смена проходила при поддержке Швейцарского управления по развитию и сотрудничеству в Беларуси, РОО «Радимичи – детям Чернобыля».

Магалянова Мария, учащаяся 11а класса школы № 4

Ну и Н у!
Это уж слишком!

Что может быть чище и прекраснее леса?! Здесь мы в любое время года можем обрести душевное удовлетворение или же просто с наслаждением дышим чистым воздухом. А сколько грибов и ягод дарит нам лес в летний период!

Лес – это наше бесценное богатство. Но, к сожалению, на Руси зачастую к этому богатству относятся кощунственно. Примером этому может служить вырубка леса в районе Сельцовского хлебозавода. Разбросанные деревья и сучья создают картину, что здесь только что пронесся ураган! Тем, что подобное безобразие можно увидеть где угодно, никого не удивишь. Но сам факт, что эта свалка находится в черте города, это, пожалуй, уж слишком!

Кто же несет ответственность за такую «работу»? Долго ли будет мозолить глаза горожанам этот захламленный участок? Потрудитесь убрать за собой, господа!

«Сообща защитим природу родного края!»

Люди нашего века, напрочь , позабыв про то, что они - дети природы, стали беспощадно губить свою мать. Ведь все достижения цивилизации не самым лучшим образом сказываются на окружающей среде. А выхлопные газы автомобилей и дым из заводских труб стали главной неприятностью больших городов всего мира. В Сельцо эта проблема не стоит столь остро, как, скажем, в Москве. Но, к сожалению, сами жители не слишком бе­режно относятся к родной зем­ле. Наверное, каждый из вас, прогуливаясь по городу, не раз встречал большие и маленькие свалки мусора, совсем не укра­шающие вид окрестностей. Ну а леса, обильно окружающие Сельцо, тоже не всегда вызыва­ют приятные чувства - различ­ные бумаги, банки, бутылки, ос­тавшиеся от гор е- "туристов", на­водят на тяжкие думы.

Чтобы хоть как-то исправить существующее положение дел, а главное, привлечь к этой про­блеме молодежь, в Сельцовской школе № 4 был организован экологический кружок. В нем занимаются ребята из четырех школ №№ 1, 2, 3, 4. Руководит им Валентина Владимировна Ага­фонова.

Кружок организовался толь­ко лишь в сентябре этого года. Но, несмотря на столь малый срок работы, ребята уже начали выпускать стенгазету "Юный эколог". Материалы в нее гото­вят все кружковцы и выходит она в четырех экземплярах -д ля каждой школы отдельно. Также есть у ребят свой герб и свой девиз: "Сообща защитим природу родного края!". Есть и своя песня, а в будущем они мечтают создать и флаг.

На своих заседаниях кружковцы читают заранее подготовленные доклады о пробле­мах экологии, рисуют газеты. Но кроме серьезных занятий, они иногда проводят и развле­кательные вечера. В октябре мальчишки, девчонки и их руко­водительница провели день име­нинника, организованный для родившихся в октябре круж­ковцев. Присутствовавшая на этом празднике завуч школы № 4 Галина Станиславовна Лукомская поздравила виновников и задала ребятам вопросы на экологическую тему.

А Валентина Владимировна рассказала о том, как создавался кружок:

- На самое первое занятие пришли очень маленькие, а в нашей работе нужны более взрослые ребята - такие, как занимаются сейчас, из 6-9 клас­сов. Конечно, при первой встре­че происходило знакомство друг с другом. На второе собрание кружка явилось очень много ребят из разных школ, некото­рые из них потом отсеялись. Сейчас у нас постоянно занимаются 15 человек. Собираемся мы обычно по пятницам, но если есть какая-либо работа, то встречаемся и в другие дни.

Иногда ходим в походы. Очень помогает мне в этом завуч четвертой школы Галина Станиславовна Лукомская , она также является руководителем туристического кружка "Ази­мут". Я ей очень благодарна, потому что если бы не она, то вряд ли у нас что-нибудь полу­чилось. Галина Станиславовна -о чень активный человек, всегда в работе, и поэтому я за помо­щью всегда обращаюсь к ней.

На осенних каникулах мы поедем в Брянск на учебу в экологический центр, там нас должны научить распознавать загрязнение атмосферы, почвы, воды. Мы начнем делать опыты и, конечно, ребята будут бо­лее профессионально относить­ся к своей работе.

Также мои подопечные хо­тят будущем через газету " Селъцовский вестник" обра­щаться к жителям города. Ко­нечно, мы будем не только писать заметки, но и прини­мать деятельное участие в улуч­шении природы города. Еще мы хотим сфотографировать все неблагоприятные места в Сельцо. Но проблема, конеч­но, в отсутствии средств. Ма­териальные затруднения во­обще очень сильно тормозят нашу работу.

Кроме всего этого сейчас мы готовим экологическую сказку "Митя и Маша" для ма­лышей детсадовского возрас­та и для ребят начальных клас­сов. Для 5-6 классов будет сцен­ка о лекарственных растениях. А для старшеклассников гото­вятся беседы по охране окру­жающей среды, будем высту­пать на родительских собрани­ях во всех школах.

Ну а главное для ребят, как я считаю, - это знакомство с родным краем, с его приро­дой. Все должны любить свою землю.

Сами ребята вначале тихо, а затем громче и смелее рас­сказывали о своем кружке. На вопрос, что их заставило прий­ти сюда, они отвечали: "Мы любим свой брянский край и мечтаем показать его красоту всем окружающим. А еще хо­тим, чтобы люди бережнее от­носились к природе".

Конечно, вы поняли, что школьникам нравится занимать­ся в этом кружке. И, возмож­но, по окончании школы кто-нибудь из них выберет делом всей своей жизни защиту при­роды.

Т. Антощенкова

В рисунках – любовь к природе

18 мая в актовом зале школы №4 в рамках областного экологического фестиваля прошла городская выставка рисунков, организатором которой выступили экологический кружок «Юный эколог» и отдел образования нашего города.

В ней приняли участие дети разных возрастов всех школ Сельцо. Тема была произвольная, а в рисунках же должно отражаться любовь к природе, своему родному краю. В городском конкурсе принимали участие более 60 учащихся.

Жюри во главе с методистом по воспитательной работе городского отдела образования В.А. Сычевой, преподавателем детской школы искусств Г.М. Антощенковой , работником отдела образования О.В. Сениной подвели итоги, и в результате первое место было присуждено учащейся школы искусств Дарине Прошиной. Второе – поделили между собой Елена Чернявская и Валентина Сальникова. Третье место решили никому не присуждать.

В ближайшее время рисунки детей будут выставлены во всех школах города, а победители смогут участвовать в областном экологическом вернисаже в Брянске.

В. Агафонова

Поездка в «Брянский лес»

Во время осенних каникул ребята из экологического кружка при школе № 4 посетили заповедник «Брянский лес», расположенный недалеко от Суземки . Эту увлекательную поездку помогли организовать работники городского отдела образования и, в частности, Галина Алексеевна Солонова .

Учащиеся вместе с руководителем кружка «Юный эколог» В.В. Агафоновой во время экскурсии по заповедным местам побывали в музее и познакомились с историей образования не только заповедника «Брянский лес», но и некоторых других.

А после поездки ребята писали сочинения, в которых рассказали о том, что особенно понравилось. Вот, например, Ира Трунова из школы № 3 отвечает:

«Когда-то давно в наших лесах тоже водились зубры. Но, к сожалению, они вымерли. И вот недавно в заповедник завезли 3 экземпляра этого редкого животного. Есть здесь лоси, бобры, выдры, чёрный аист, около 10 видов дятлов и другие животные и птицы, занесённые в Красную Книгу».

Всем очень понравилась экскурсия. Думается, она оставит неизгладимый след в ребячьих душах, сделает их добрее и внимательнее к братьям нашим меньшим.

С. Чернова

 
  © Alexsandr Efremov, 2006-2009  
Hosted by uCoz