главная
Официально
Учим и учимся
После уроков
Экскурсия по школе
Родителям
Афиша
Гостевая
Форум
Контакты
история школы
Методическая копилка
проекты учеников
наши достижения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Учим и учимся

 

Подзывалова Галина Михайловна – учитель истории и общественных дисциплин МОУ СОШ №4 г. Сельцо Брянской области. В 1982 году окончила Орловский государственный педагогический институт по специальности «История и английский язык» педагогический стаж работы 24 года. Награждена Грамотой министерства образования, Грамотой Губернатора Брянской области за успехи воспитании и обучении подрастающего поколения. Большое внимание уделяет внеклассной работе по предмету.

Предлагаем разработки внеклассных мероприятий по истории древнего мира и истории средних веков в 5-6 классах.

 

Турнир смекалистых по истории Древнего мира (по разделу «Древний Восток»). 5 класс.

Цели: активизировать знания учащихся по истории древнего мира; развивать интерес к истории как учебной дисциплине.

Оборудование: карточки-задания для команд; предметы, связанные с историей Древнего мира.

  1. Представление жюри.

2. Представление команд.

Капитаны Название команды, девиз.

3. Познакомить команды и болельщиков с условиями проведения конкурса.

а) За правильный ответ – 1 очко. б) Неправильный ответ – 0. в) Будет конкурс для болельщиков. г) Приз зрительских симпатий.

Как далеки от нас те времена, Как далеки от нас те города, Но возвращаемся к героям и событьям и восхищаемся их жизнью и открытьям. И каждый век нас страстно покоряет И тайну лет пред вами открывает. Конкурс для команд. 1. Сложить слово и объяснить его значение. а) за быстроту – 1 очко. б) объяснение – 1 очко. Ниневия - столица Ассирии. Персеполь – столица Персии.

2. Конкурс переводчиков с тарабарского. (Устно – значение) а) каждое объяснённое слово – 1 очко. б) быстрота – 1 очко. каноз – закон галон - налог тосцали – столица рогод – город герилян – религия ранафо – фараон ялокони - колония вардежа – держава

3. Рецепты древних египтян. У древних египтян можно было встретить такие рецепты лекарств – 1/32 часть мышиного хвоста и ложка мёда для смазывания суставов. 2 человека от команды. На выполнение – 3 мин. Составить рецепт, объяснить, почему и что в него входит, от какой болезни составлено вами лекарство.

4. Написать как можно больше исторических терминов за 2 мин.

5. Конкурс для болельщиков: а) кому принадлежат слова “Мои слова превосходны, мои дела бесподобны” б) я называю животное, а вы страну, где это животное было священным. кошка – Египет слон – Индия крокодил – Египет корова – Индия зебу – Индия в) назовите историческое слово в словосочетании: сады – Семирамиды пирамида – Хеопса держава – Ассирийская, Персидская г) как назывался победитель Египта (фараон). Опасные каменистые преграды (пороги). Как называется островок зелени в пустыни (оазис). Предмет, который, по мнению египтян, защищает от злых духов и несчастий (амулет). Знатные люди, царские советники, военачальники (вельможи) Какая ягода была любимым лакомством фараонов (арбуз) Чем прославился Ашшурбанапал Проверка конкурса с тарабарского языка. Рецепты. Слово жюри. 6. Историческая математика. (перс + арав + лид + мид) * ия = Персия + Аравия + Лидия + мидия (Ап+Мемф+Осир+Ануб)*ис=Апис+Мемфис+Осирис+Анубис. ГАН * (г + еш) = ГАНГ + Ганеш

7. Исторический кроссворд кто быстрее – 1 балл, правильно – 1 бал.

8. Конкурс капитанов.

Дерзайте капитаны,

Штурмуйте грани лет,

Боритесь за ответы,

Пролейте знаний свет.

а) Соотнесите имена и страны

На столе имена и страны Кир – Персия Хаммурапи – междуречье Давид – Израиль Соломон – Израиль Хеопс – Египет Тутмос – Египет

б) Крылатое выражение:

Составить из разрезанной открытки, объяснить, как возникло, и показать на примере, как можно использовать выражения сейчас. Быстрота – 1 очко. как возникло – 1 очко. как можно использовать сейчас – 1 очко. Всего 3!!!

9. Укажите, что объединяет эти слова, и укажите лишние. Вавилон – Междуречье Фивы – Египет Фивы – Египет Мемфис – Египет Ур – Междуречье Ниневия - Ассирия Кир – правитель Персии Тутмос – правитель Египта Дарий - правитель Персии Хеопс – правитель Египта Брахма – бог в Индии Яхве – бог израильтян

10. Домашние задание. Переведи с финикийского. Команды переводят. Кто быстрее.

11. Подпишите конверты для отправления сообщения фараону Древнего Египта и правителю Древнего Двуречья (адрес должен быть как можно более точным).

12. Как предметы, которые лежат перед вами, связаны с историей древнего мира, некоторые зашифрованы. Рисунок коровы – священное животное в Индии. сахар – Индия ткань красная – Финикия (пурпурный цвет) шахматы – Индия вата – Индия хлопчатобумажная ткань – Индия Библия – Израиль, священная книга у евреев конфета – Индия (сахар) изобретение корабля – Финикия

13. Загадки (по истории древнего мира)

а) Коль вода совсем не близко Кожа, камень вход пойдут. Для крестьян это не пух. То у египтян … (шадуф)

б) В долинах Нила вырос он,

И солнцем и водой взращён.

Его с трудом в Египте рубят,

Кладут затем всё вместе вряд.

И получается замечательный расклад.

Что это? Поспешите назвать. (Тростник)

а) Это чудное создани

е Сделано нам в назидание

Египтянами давно.

Славится века оно.

Пирамиду охраняет,

Видом своим всех пленяет (Сфинкс

) б) В Египте умер человек

И труп его хранили век,

Тело обработают, Бинтами замотают.

Назови, что это было, Долго всем оно служило. (Мумия)

а) Расскажите-ка, ребята,

Где без леса и без гор

Люди в древности росли

Где покой все обрели.

Где из глины повсеместно

Всё лепили мастера

И работа их до пота

Выручала их всегда. (Междуречье)

б) На восточном побережье Моря Средиземного

Государство моряков Было очень древнее

И чтоб им торговать, Просто стали все писать.

Кто же знал? Их алфавит Все народы покорит. (Финикия)

14. Подводим итоги. Жюри. Награждение членов команды. Оценка “ 5” . Призы. Среди зрителей наиболее активные – “ 5”

Литература: Быльева В. А., Лупоядов В. Н., Семенихина И. В. История Древнего мира. 5 класс. Дополнительные материалы к урокам. Брянск, « Курсив », 2003 год. Стихи написаны Дубининой Т.М., учителем русского языка и литературы СОШ №3 г. Сельцо.

Турнир знатоков истории средних веков в 6-х классах.

Цели: обобщить знания учащихся по истории средних веков, развивать интерес к истории как учебной дисциплине.

  Оборудование: карточки-задания для команд.

1. Представить команды и капитанов.

2. Представить жюри и условия конкурса.

Правильный ответ – 1 бал.

Помощь зрителей – 0.5 балла.

3. Выберите лишнее и найдите обобщающее понятие.

I . Уборка II . Охота

Ремонт Ремонт

Выпас скота Холст

Работа в поле Плата

Чистка хлева Работа

Охота Праздник

Чистка хлева

4. Объясните происхождение этих пословиц и поговорок, их смысл.

1. Что написано пером, не вырубишь топором.

2. Городской воздух делает человека свободным.

3. Что с воза упало, то пропало.

5. Переведите с тарабарского языка

I 1. Йовт песху нотоидс быдепо!

2. Ыт йерог ядн!

3. Ым идоргясм ойбот!

4. логан, фиталах ??? - объясните значение.

II 1. Йовт песху нотоидс быдепо!

2. Ыт йерог ядн!

3. Ым идоргясм ойбот!

4. Знака, пемияри - объясните значение.

Ответы: Твой успех достоин победы.

Ты герой дня.

Мы гордимся тобой.

Казна, премия. Налог, халифат.

6.Конкурс капитанов.

•  Какие церкви образовались после 1054 года (Католическая, православная)

•  Назовите повинности крестьян Западной Европы (Барщина, оброк, церковная десятина)

•  Назовите руководителей христианской церкви (Священники, аббаты, епископы, римский папа)

•  Перечислите племена германцев расселившихся по территории Западной Римской империи в конце V века (Вандалы, вестготы, остготы, франки, англы, саксы)

•  Лучший образец изделия (Шедевр)

•  Стили средневековой архитектуры XI - XV веков (Романский, готический)

•  На какие королевства распалась империя Карла Великого (Франция, Германия, Италия)

•  Кто входил в феодальную лестницу (Рыцари, бароны, герцоги и графы, король)

•  Перечислите источники богатств католической церкви (Церковная десятина, плата за обряды, продажа церковных должностей, продажа индульгенции, плата за прикосновение к << святым мощам>>)

•  Кто работал в мастерской ремесленника (Мастер, подмастерье, ученики)

•  Борьба за переустройство церкви (Реформация)

•  Какие государства Балканского полуострова были завоёваны турками-османами в середине XV века (Болгария, Сербия, Византия)

7 .Поединок магистров. ( Напишите сокращённый текст, заменив исторические слова терминами)

Вальтер был усердно занимающимся, поэтому дорога к высшей школе была ему знакома. По пути он видел, как люди из специального церковного суда вели отступника от веры. У здания городского совета он встретил своего товарища. Тот спешил на занятия, где должен был состояться спор по заранее выдвинутым вопросам. Он мечтал стать человеком, определяющим будущее по звёздам. Вместе они купили книгу с красочными иллюстрациями. Точно такую же они видели у главы высшей школы. Обсуждая покупку, они остановились у собора, где мастера выкладывали узоры из цветного прозрачного стекла.

8.Датское лото (составьте цепочки, дата-имя-событие)

9. Угадай имя исторического деятеля.

I . 1. Разорившийся рыцарь, опытный воин, он был главным организатором и руководителем гуситского войска.

2. В одной из битв по его приказу с вершины холма на атакующих рыцарей были пущены десятки возов с камнями, рыцари были обращены в бегство.

3. В одном из сражений он был ранен в голову и ослеп, но продолжал командовать войском. Враги называли его «Страшным слепцом».

(Ян Жижка)

II . 1.Особенное рвение проявил он в уничтожении своих родственников.

2. Он притворно жаловался своим приближенным: « Горе мне, что нет у меня никого из родных, которые могли бы мне, чем-либо помочь в минуту опасности».

3. В 486 году в упорном бою у города Суассон он разгромил войско римлян и подчинил себе Северную Галлию.

(Хлодвиг)

III . 1. При нем (возможно, по его указанию) были записаны старинные обычаи франков и новые указы короля. Из них был составлен первый сборник законов франков.

2. Он и знатные франки, и дружина первыми приняли христианство, а за ними и все остальные франки.

3.Захватив Галлию, создал государство около 500 года.

(Хлодвиг)

IV . 1. Он был человеком высокого роста, необычайно сильным и выносливым. В середине века о нем было сложено много легенд и песен. Писатели и хронисты прославляли его боевые подвиги, справедливость и мудрость.

2. По латинской форме его имени (Королус) правители европейских стран стали называть себя королями.

3. Он стал первым императором Франкского королевства.

(Карл Великий)

V . 1. Опасаясь за свою жизнь, он в 622 году со своими сторонниками переселился в соседний оазис, названный позднее в его честь – Медина.

2. В 630 году знать подписала с ним соглашение и открыла перед ним ворота Мекки.

3. Он стал главой Арабского государства и главой мусульманской церкви.

(Мухаммед)

VI . 1. По его приказу была проведена перепись всех земель и населения Англии. Книга с результатами переписи была названа «Книгой Страшного Суда».

2. У большинства местных феодалов он отобрал земельные владения и раздал их своим рыцарям. Они получили земли в разных страны, поэтому в Англии не было крупных земельных владений.

3. Он был нормандским герцогом. В 1066 году переправился через Ла-Манш, высадился на юге Англии и в битве при Гастингсе разбил английское войско.

(Вильгельм Завоеватель)

Конкурс для зрителей 

1. Разорившийся рыцарь становится командующим народного войска. Его армия отличалась высоким боевым духом, стойкостью и дисциплиной. Тяжкие наказания ожидали воинов за грабеж, пьянство, ссоры и азартные игры. После ранения в голову полководец ослеп, но продолжал командовать, выбирая удобные позиции, ошеломляя врага неожиданными приемами и решениями. Противники называли его «странным слепцом».

(Ян Жижка)

2. Дом его сожгли, и он с такими же удальцами, как сам, обитал в основном в Шервудском лесу. Был своеобразным грабителем с большой дороги, за что и воспевался в английских народных песнях.

( Робин Гуд)

3. Он совершил более 50 походов в соседние страны. Его мудрость, сила и выносливость были воспеты в средневековых песнях. Этот воин и политик проявлял заботу о развитии образования. По его приказу при больших монастырях открывались школы. Заботился он также и о сохранении книг. Один из его указов гласил: «Не дозволяйте мальчикам портить книги при чтении и письме!»

(Карл Великий).

Сокращенный текст конкурса магистров.

Вальтер был студентом, и дорога к университету была ему знакома. По пути он видел, как инквизиторы вели на казнь еретика. Возле ратуши он встретил товарища. Тот спешил на диспут. Он мечтал стать астрологом. Вместе они купили книгу с миниатюрами. Точно такую они видели у ректора. Обсуждая покупку, друзья остановились у собора, где мастера выкладывали витражи.

Жюри подводит итоги турнира. Награждение участников.

Литература.

Быльева В. А., Лупоядов В. Н., Семенихина И. В. История средних веков. 6 класс. Дополнительные материалы к урокам.

Брянск « Курсив » 2003 год

   

 

 

  © Alexsandr Efremov, 2006  
Hosted by uCoz